Комплекс Бахоуддина Накшбанди (16 век)
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет оценок)
Загрузка...

Накшбанд, Бахааддин Мухаммад бин Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари известен как Хаджа-йи бузург и Шах-и накшбанд, – крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. Он родился в селении Каср-и Хиндуван (замок индусов) в 10 км от Бухары в месяце Мухарраме 718 г. Хиджры (1318). Впоследствии селение было переименовано в честь Бахааддина Каср-и Арифан (селение, познавших Божественную истину). От его ремесла «накшбанд» – «чеканщик» произошло название суфийского братства накшбандия. Однако традиция братства не считает его своим основателем: он пятый в цепи руководителей накшбандия. Духовным основателем и первым в линии силсила накшбандия считают Хаджа Йусуф аль-Хамадани (ум. 1140), который воспитал основателя школы хаджаган – аль-Гиждувани.

Отец Бахааддина Саид Жалолиддин и мать Биби Арифа были уважаемыми в селе людьми. Эта семья отличалась приверженностью к исламу и большой начитанностью. Его отец был ткачом и чеканщиком. Большую роль в судьбе Бахааддина сыграл его дед, имевший прочные связи с суфиями и пробудивший у него интерес к мистике.

Первым учителем Бахааддина был шейх Мухаммад Бабаи Саммаси, который не только дал имя, но и нарек его своим духовным сыном. Шейх дал четкие указания родителям Бахааддина, как воспитать из сына прилежного мусульманина. Когда Бахааддин подрос, Бабаи Саммаси стал посвящать мальчика в смысл и тонкости духовной жизни. Он быстро развил в смышленом ребенке качества самоуглубления, умения входить в состояние общения с Богом. Мальчик уже к семи годам знал наизусть Коран. Незадолго до смерти (1354) шейх Бабаи Саммаси приказал своему халифа сайиду Амиру Кулалу взять Накшбанди к себе в ученики, ввести его в общество дервишей хаджаган и обучить его правилам мистического Пути. Духовное посвящение, согласно традиции, Бахааддин получил от известного суфия Бухары – Абдалхалика Гиждувани. Накшбанди увидел аль-Гиждувани во сне, и тот велел ему стать учеником бухарского шейха Сайида Мир Кулала. Семь лет он провел в услужении у Арифа Диггирани, после чего обучался у «тюркских» шейхов Касима и Халил-ата. Он дважды совершал паломничество в священную Мекку. По возвращении из хаджа он посетил Мерв, после чего до последних дней своих жил в Бухаре. В источниках Бахааддин Накшбанд описывается современниками и последователями мудрым проповедником, внимательным к своему окружению.

Не меньшее воздействие на учеников и последователей оказывал образ жизни Бахааддина, соответствие его поведения его учению. Формой его поучений была беседа. Основное место в его беседах занимали вопросы нравственности, и не только религиозные, но и общечеловеческого характера. Одновременно с постижением суфийской мудрости Бахааддин занимался ремеслом: вместе с отцом ткал шелковую ткань «камха» (плотная шелковая ткань тщательной выделки с разноцветными узорами). Бахааддин был также прекрасным резчиком по металлу. Однако он считал, что суфий должен довольствоваться малым, ограничивая себя в еде, одежде, потребностях, считал грехом для суфия иметь слуг или рабов.

Абдурахман Джами писал, что у Бахааддина «никогда не было ни раба, ни рабыни». Когда у шейха спросили о причине этого, он ответил: «Быть рабом Божьим и господином несовместимо».

После смерти Бахааддин был признан «святым» (вали) и ходатаем перед Богом, чудотворцем, покровителем Бухары. Бахааддин Накшбанд не призывал своих приверженцев к отшельничеству, напротив, он обязывал их быть усердными земледельцами, ремесленниками, торговцами, мирно уживаться с официальным исламом.

Встав во главе общины, идущий по пути хаджаган, Бахааддин заложил организационные основы будущего братства Накшбандийа. Он возродил и продолжил традиции и взгляды Абдалхалика Гиждувани.

Бахааддин отменил показную набожность и обрядность, уводящие в сторону истинного мистика: сорокадневные посты, бродяжничество, нищенство, публичные радения с музыкой, пением и танцами, громкий зикр.

Он считал бесполезной «силсилат аль-барака» (цепь благодати), передающую святость руководителю братства от его основателя, так как барака даруется любому мистику непосредственно Богом, отсюда его отрицание необходимости «видения патрона» во время медитации.

Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями, жить в обители – его основные требования.

Суфий должен строго следовать сунне Пророка, его сподвижников и выполнять все предписания шариата. Основа пути Накшбанди – страстное влечение к истине и тихий зикр (хафи), (выбей, вырежи в своем сердце поминание имени Божьего). Тихий зикр может быть также коллективным.

Силсила, цепь преемственности (силсила – араб. «цепь, ряд»), тариката Накшбандийа разными ветвями восходит к праведным халифам Али б. Аби Талибу и Абу Бакру. Наличие цепочки преемственности в линии учителей необходимо для любого тариката, так как через нее передается божественная благодать – барака. Накшбандийа является тарикатом, придерживающимся вероубеждения о тихом зикре. Накшбандийский зикр, который суфии совершают вместе, называется «Хатми хаджаган».

В учении братства Накшбандийа вошли 11 морально-этических принципов, восемь из которых были унаследованы от суфийской школы хаджаган:

Хуш дар дам – контроль за дыханием, или осознанность каждого вдоха-выдоха.

Назар бар кадам – контроль за каждым шагом. Да будет идущий мистическим путем (салик) всегда начеку во время путешествия, чтобы не спускать глаз с цели путешествия.

Сафар дар ватан – странствие по родной стране.

Хилват дар анджуман – уединение в обществе. Руководители тарики говорили: «В этой тарике единение – в толпе (собрании), а разъединение – в одиночестве». Обычные еженедельные радения с отправлением зикра были коллективными.

Йадкард – поминовение или совершение поминаний, вслух или про себя. Всегда повторяй предписанный тебе зикр так, чтобы ты мог сподобиться видений райского блаженства.

Бозгашт – возвращение. Зикр, повторяющий наизусть благословенную фразу: «Кто желает величия, то все величие – у Аллаха; к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает. А те, что ухищряются в злых деяниях, им – сильное наказание; а хитрость этих пропадет даром» (35:10), должен чередовать ее с такими выражениями, как «Боже мой, Ты моя цель, и стремление мое направлено к тому, чтобы Ты был удовлетворен мною, дабы не дать рассеиваться мыслям».

Нигахдашт – сохранение бдительности, чтобы не было блуждающих, рассеянных мыслей при повторении «благословенной фразы».

Йаддашт – осознанное запоминание, концентрация внимания на божественном присутствии во время отправления зикра, видения, предвидение, интуитивное предчувствие или восприятие без использования внешних средств.

Эти восемь священных правил, установленных для своего братства аль-Гиждувани, впоследствии легли в основу ордена Накшбандийа, утвержденного шейхом Бахауддином Накшбанди, который к восьми правилам шейха аль-Гиждувани добавил еще три своих:

Вакуф-и адади – осознание исчисления. Проверка, был ли зикр, читаемый про себя, повторен требуемое количество раз, с учетом того, что мысли могут рассеиваться.

Вакуф-и замани – осознание, остановка на времени. Контроль за тем, как суфий проводит свое время: если праведно, пусть благодарит Бога, а если неправедно, пусть просит прощения в зависимости от тяжести (содеянного), ибо «поистине добрые дела праведников – прегрешение для тех, кто близок (к Богу)».

Вакуф-и калби – остановка на сердце. Создавать мысленно картину сердца с запечатленным в нем именем Бога, чтобы удостовериться, что в сердце нет другой цели, кроме Бога.

Этими правилами отправления зикра руководствуются все члены братства ордена Накшбандийа в течение последних семи веков во многих странах.

Другие достопримечательности Бухары

Что ещё посмотреть или посетить в Бухаре

Другие города Узбекистана