Китаб — Аксув (Хужаиспароз)

Святыня “Аксув” расположена около 17 км к юго-востоку от города Китаб, в деревни Хужаиспароз. Здесь похоронены три великих шейха: Шейх Шамсиддин и его сын Шейх Нажмиддин, а также великий пир Дарвеш Мухаммад.

Через это святое место протекает приток реки Аксув. Сюда приходят много людей с целью исцеления от кожных заболеваний каждую среду начиная с 22 июня. В течении 4х недель люди купаются в реке до восхода солнца.

ХАЗРАТИ ШЕЙХ ШАМСИДДИН родился в селе Хеззан (в близи села ФаробПанжакентского района Республики Таджикистан). После получения полноценного начального образования, он научился “илми кол” и “илмихол” у своего отца Шейха ХужжожииПарранды. Получив благословение, молодой Шейх Шамсиддин поселился в селе Хужаисфароз (Хужаиспароз) и просвещал народ.

Он занимался земледелием и ремеслом сапожника, был одним из великих халифов и тайны науки изучал у Хазрата Султон Саид Ахмад Башира.

Он был великой личностью, который воспитал множество святых, шейхов и великих представителей науки.

Смерть он принял в кишлаке Хужаиспароз в 1501 году. Его история называется Хужаазфароз.

МАВЛОНО ДАРВЕШ МУХАММАД – великий представитель учения Хожагон, настоящий учитель, наставник, султан всех святых своего времени, продолжатель “силсилаиолия” (высшего кольца святых). Он полноценно научился “илми кол” и “илмихол”.

Молодость он провел в богослужении. Занимался земледелием. Дарвеш Мухаммад идёт к дяде Хужа Мухаммад Зохиду и нанимается на работу. Окончив богослужение, достигает величайшей степени халифов. Так как Хужа Мухаммад Зохид жил в Вахшуворе, к его имени добавляется выражение Вахшувор. После прибытия в город Кеш его называлиДарвеш Мухаммад Шахрисабзи.

После встречи Дарвеша Мухаммада с шейхом КубравииНуриддином Мухаммад Кофием, его знания были высоко оценены.

В таких произведениях как “Рисола дар сулук”, “Рисолаихуш дар дам” даётся описание Дарвешу Мухаммаду. Есть такие взгляды, что якобы ДарвешМухаммал написал трактат глубоко вдохновившись суфийско-философской идеей основателя учения “вахдативужуд” Муйиддин ибн Арабийа.

Стесняясь называть себя Мухаммадом, он всегда называл себя Махмудом.

МавлоноДарвеш Мухаммад до 1562 года преподавал в медресе в Хужаиспарозе. Достиг совершенства учения суфизма и степени совершенного ученого Кешскоговилаята.

В произведении АбдурахмонаХисори он изложил как получил образование у ХожаАхрори Вали.

Мавлоно Мухаммад Дарвеш был учеником хазратиХожаАхрори Вали и Шейха Мухаммад Зохида и достиг своего совершенства.

Многоуважаемый Мухаммад Дервиш в совершенстве знал арабский персидский, таджикский, индийский языки и языки восточных стран. Приезжая в любое государство вёл просветительские работы на языке этого государства. О том, что он был несравненным святым своего времени излагается в книге “Насиматул-кудс”.

Число последователей, приезжавших из дальних стран было очень велико. Учитель сам жил на доход от земледелия, а милостыню на пути Аллаха он раздавал бедным и сиротам.

Воспитал сотни валиев, шейхов, ученых и мыслителей.

Хазрати Мавлоно был обладателем совершенного великого пера, многие его произведения хранятся за рубежом, в основном в библиотеке Сулаймония   в Турции.

В книгах “Тухфатулансоб”, “Тухфат ас зоирин”, “Хазинатуласфиё” очень подробно рассказано о Хазрате МавлоноДарвеш Мухаммаде.

Этот великий просветитель скончался в кишлаке Аспароз (Хужаиспароз) 21 августа 1562 года. В настоящее время это святыня знаменита как место паломничества “Аксув”.