Хаджа Абдалхалик Гиждувани

Первым пиром из семи является Хаджа Абд аль-Халик б. Абд аль-Джамиль Гиждувани (1103–1179). Он является основателем самостоятельной школы мистицизма в Мавераннахре, известной как хаджаган, чьим последователем через два столетия стал известнейший суфий Бахааддин Накшбанд (1318–1389).

Отец Абдалхалика Гиждувани – имам Абдужалил Хаджи и его мать были родом из Византии (Рума, позднее Турции), отец был потомственным имамом. Считался авторитетным факихом, носил почетное прозвище Абд аль-Джалиль – Имам и возводил свое происхождение к имаму Малику бин Анасу (713–795). Мать аль-Гиждувани была родом из правителей Рума.

Аль-Гиждувани родился в 1103 г. в Гиждуване, расположенном в 47 км от Бухары, ныне одном из крупных городов Бухарской области. К девяти годам выучил наизусть Коран, к десяти годам принимал активное участие в суфийских радениях. Приехал в Бухару в возрасте 22 лет, специально чтобы стать муридом известного мистика Абу Якуба Йусуфа аль-Хамадани (1048–1140). Затем он стал его духовным заместителем в качестве четвертого халифа.

О количестве написанных Гиждувани работ имеются разночтения. Одни считают, что их четыре, пять, некоторые называют гораздо больше. Это вызвано тем, что аль-Гиждувани, как это было принято на Востоке, не давал названий своим сочинениям. Это стало причиной того, что переписчики его работ были вынуждены сами давать им названия. Сочинения Абдалхалика Гиждувани хранятся в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. Это уникальные по богатству духовной мысли работы, в которых шейх аль-Гиждувани предписывает каждому вставшему на путь познания Божественной мысли «отвернуться от дел мирских и начать заниматься поиском света истины», а для этого необходимо в первую очередь подавить в себе все страсти и полностью контролировать и знать свои помыслы.

Аль-Гиждувани продолжил духовное учение Йусуфа аль-Хамадани, ввел молчаливый зикр, сформулировал восемь правил, основных принципов духовно-религиозного учения, лежащих в основе тариката хаджагон. Причем первые четыре из них, по словам аль-Гиждувани, были сформулированы Йусуфом Хамадани, а он лишь доработал их.

Заметное влияние на формирование взглядов Абдалхалика Гиждувани оказали учения хорасанской школы маламатия (идти праведным путем, отрешаясь от мирского) и каландария (все время быть в пути как физически, так и духовно, принять добровольную бедность). Каждый суфий должен обязательно исполнять предписания шариата, сунны Пророка, обязательно изучать фикх и хадисы и т. д. Им был создан строгий кодекс поведения для своих последователей: сторониться лжесуфиев, отправлять намаз со своей общиной, не стремиться быть имамом или муадзином, быть скромным, незаметным, следить за своим внешним видом, ни с кем не спорить, не стремиться к известности и т. д.

Абдалхалик Гиждувани похоронен в Гиждуване у ног своей матери. Рядом с захоронением Хазрати, шейха Абдалхалика Гиждувани, в 1432–1433 гг. Темурид Мирзо Улугбек велел построить медресе, мечеть, минарет. Недалеко располагалась чиллахона (место для уединенных сорокадневных радений).

В 2003 г. под эгидой ЮНЕСКО решением правительства Узбекистана был широко отмечен во всем мире 900-летний юбилей Абдалхалика Гиждувани. К юбилею на мазаре были проведены большие реставрационные работы, создан прекрасный сад, куда приезжают многие мусульмане и туристы. Место захоронения Абдалхалика Гиждувани превратилось в место поселения мирового значения.

Семь пиров Бухары